Эксперты обсудили на TITW 2016 состояние и перспективы рынка турбизнеса
Одним из центральных событий прошедшей выставки-конференции Travel IT WorkShop 2016 стала панельная дискуссия «Турбизнес: комплексный взгляд» с участием руководителей крупнейших туркомпаний, на которой эксперты обсудили проблемы, перспективы и состояние рынка туристического бизнеса.
В панельной дискуссии приняли участие:
- Екатерина Бежанова, директор по стратегическому развитию компании «OnlineTours»
- Виктория Кизимова, коммерческий директор группы компаний «Авиа Центр»
- Виктор Лукаш, директор по управлению агентской сетью компании «Универсальная финансовая система»
- Алексей Крылов, генеральный директор компании «Хотелбук-Сервис»
- Игорь Новиков, коммерческий менеджер компании «Skyscanner» в России
- Инна Бельтюкова, председатель совета директоров туристического оператора «ИННА ТУР»
В ходе панельной дискуссии её участники затронули наиболее актуальные и наиболее «горячие» темы последнего времени: исчезновение с рынка популярных туристических направлений, перспективы туризма в России, состояние рынка авиаперевозок и железнодорожных перевозок, основные тренды в онлайн-бронировании туристических услуг, перспективы самостоятельного туризма для туроператоров и турагентств, а также основные тенденции в мировом туризме.
Дискуссия получилась живой и интересной. Каждый из спикеров высказался по компетентной для него теме, сопроводив свое выступление презентацией и отвечая по ходу дискуссии на все вопросы зрительного зала, с первых минут мероприятия настроенного на активную работу модератором панельной дискуссии коммерческим директором турагентства «Магазин путешествий» Александром Преображенским. TourBC публикует основные тезисы выступлений участников дискуссии.
Свою оценку ситуации с отсутствием на рынке популярных туристических направлений в лице Египта и Турции, а также ситуации с развитием внутреннего туризма, дала Екатерина Бежанова, директор по стратегическому развитию компании «OnlineTours».
«Если вернётся Египет, то очень маловероятно, что туристы туда не поедут, потому что привыкли к Сочи»
Екатерина Бежанова: По пакетным турам в 2014-2015 гг. были бесспорными лидерами такие страны как Турция и Египет, занимая в среднем порядка 70% всех пакетных туров. В число ТОП-3 направлений входили лидировавшие из года в год такие страны как Турция, Греция и Египет. На фоне закрытия Турции и Египта за последние три года наблюдается заметное увеличение числа продаж пакетных туров от туроператоров таких направлений как Кипр, Марокко, Израиль. Доля продаж туров по России от общего числа туров на сегодняшний день достигла почти 40%. Связано это с тем, что сейчас многие туроператоры стали предлагать пакетные туры по России, ранее же в основном по России путешествовали самостоятельно. В целом наблюдается тенденция к росту внутреннего туризма.
В основном туры продаются в Сочи. За 4 месяца 2016 г. Более 70% проданных туров были турами в Краснодарский край. Около 12% проданных туров составил Крым, оставшаяся часть – остальная Россия. Наряду с Россией сильно выросло такое направление как Кипр. Вероятно, что в нынешнем году доля продаж российских турпакетов может увеличиться до 50%, поскольку наблюдается тенденция к росту России. Многое будет зависеть от того, откроют ли осенью Египет, который в случае открытия быстро заберет немалую часть рынка. В противном случае, кроме России будет расти Марокко. Также набирают обороты Хорватия, Болгария и Черногория. На данный момент по цене альтернативы Египту нет. Средний чек тура по России сегодня составляет порядка 70-80 тысяч рублей.
На данный момент в России нет, к сожалению, стопроцентной альтернативы закрытым популярным направлениям по соотношению цены и получаемым за эту цену услугам. По сравнению с прошлым годом, продажи Крыма падают. Сочинское направление растёт, но растёт либо в бархатный сезон, когда цены очень низкие, либо за счёт отелей высокого класса, предоставляющих тот уровень услуг и сервиса, к которому привыкли туристы. Если вернётся Египет, то очень маловероятно, что туристы туда не поедут, потому что привыкли к Сочи, поскольку в Сочи на данный момент нельзя получить аналогичный спектр услуг за такие же деньги.
О том, как сейчас обстоят дела с внутренними авиаперевозками по России, рассказала Виктория Кизимова, коммерческий директор группы компаний «Авиа Центр».
«Вопрос развития малой авиации – вопрос государственного уровня»
Виктория Кизимова: По статистике «Авиа Центра», до 2014 года соотношение российских и иностранных авиаперелётов была в пользу первых, примерно в районе 52-55%. В этом году, начиная с марта месяца, стал отмечаться рост внутренних перевозок. По количеству проданных билетов в этом году внутренние авиаперевозки выросли по всем месяцам. Связано это, в первую очередь, с тем, что российские авиакомпании предложили гибридные тарифы, когда на одном рейсе есть лоу-кост подход, без багажа и возможности бесплатного выбора места, и есть подход полного сервиса, позволяющий перевозить багаж, получать питание и иметь возможность выбора кресла. Это сразу сказалось на выручке. Международные авиаперевозки пока более-менее стандартно идут с полным сервисом.
Проблемным является и вопрос о том, как авиакомпании сегодня справляются с резко повысившимся спросом. Это является недоработкой не столько авиаперевозчиков, которые должны отвечать требованиям государств. Известное требование, согласно которому в авиакомпании должно быть не менее 8 самолётов одного типа, практически убило надежду на то, что внутри России будут дешевые авиаперевозки, к примеру, между Самарой и Казанью, расстояние между которыми составляет примерно 400 км. Вопрос развития малой авиации – вопрос государственного уровня. Сегодня существует самолёт «Сухого» с вместимостью порядка 100 мест, который стремительно садится за 5 минут и, по сути, позволяет тем самым удовлетворить потребности на малых перелётах. Если бы наверху хотели и смотрели бы реально в сторону развития внутренних коммуникаций, то совершенно спокойно бы это сделали. И туристические компании получили бы дополнительных клиентов практически на ровном месте. Тех, кому перевозчики не дают нормальную цену, потому что её в принципе не существует. Её не дают ни железнодорожные перевозчики, ни авиаперевозчики, потому что нет путей и нет самолётов.
Трендом по внутренним перелётам является также соревнование авиакомпаний первого эшелона (Аэрофлот, Уральские авиалинии, Сибирь, ЮТэйр и др.) и авиакомпаний, не участвующих в этой гонке. Авиакомпании первого эшелона летают в основном по одной сетке, как внутри России, так и за её пределами, по высоконагруженным и высокодоходным линиям. Тут существует очень жёсткая конкуренция буквально за каждый рубль, особенно с появлением гибридных тарифов. Другие же авиаперевозчики, существующие условно на линиях вроде «Москва – Воронеж», где не было такой жесткой конкуренции, предлагают очень интересные тарифы и маршруты.
О состоянии рынка железнодорожных перевозок собравшимся на панельной дискуссии поведал Виктор Лукаш, директор по управлению агентской сетью компании «Универсальная финансовая система», технологического партнёра ОАО «РЖД».
«Одним из основных драйверов роста внутреннего туризма сегодня является скоростное сообщение»
Виктор Лукаш: Начиная с 2012 года, началось снижение общего объема пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Пик падения пришёлся на 2014-2015 гг., когда относительное снижение по сравнению с предыдущим годом составило порядка 7%. Безусловно, железнодорожные перевозки оказались восприимчивы к таким факторам, как ухудшение экономической ситуации и снижение реальных доходов населения. По предварительным итогам за первые 4 месяца 2016 года, рынок пассажирских перевозок достиг нижнего предела и на данный момент наблюдается возврат к трендам роста. Связано это, в первую очередь, с существенным снижением выездного туризма и заметно увеличившимся интересом к внутреннему туризму.
Такой показатель как проникновение доли электронных билетов всего за два года увеличился с 25% до практически 40%, продемонстрировав тем самым активный рост. Одним из основных драйверов роста внутреннего туризма, существующих на рынке железнодорожных перевозок, сегодня является скоростное сообщение, поезда «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка» и «Стрижи». Начиная с 2010 года, общее проникновение поездов скоростного сообщения к 2015 году выросло с 1% до 11%, а доля пассажиров – с 2% до 14%.
Ещё один тренд состоит в том, что сегодня людям не всегда принципиально важно приобрести дешевые билеты, сколько гораздо важнее получить качественное сопровождение в процессе своей поездки. Кроме этого, очень хорошо интенсифицируют спрос выпускаемые сейчас на рынок сервисные мобильные приложения, позволяющие сопровождать пассажира в процессе его движения. Сегодня отмечается переход на фазу, когда конкуренция осуществляется на уровне сервисного обслуживания.
Основные тренды и тенденции в сфере онлайн-бронирования туристических услуг на примере собственного бизнеса обозначил Алексей Крылов, генеральный директор компании «Хотелбук-Сервис», также рассказавший и о таком явлении как мультипродуктовость.
«Создавать многопрофильность в условиях кризиса очень непросто»
Алексей Крылов: Первой тенденцией, существующей на рынке онлайн-бронирования услуг, является комплексность услуг. В текущей экономической ситуации идти по пути мультипродуктовости заставляет рынок и клиенты. За последние 3 года количество туристических операторов сократилось в 5 раз. Турагентствам сегодня не выгодно покупать у одной компании гостиничные услуги, у другой компании покупать авиабилеты, а у третьей компании покупать билеты на поезд. Покупая услуги у различных поставщиков, компания автоматически становится туристическим оператором. По этой причине компания «Хотелбук-Сервис» получила все необходимые документы, став предлагать все услуги у себя. Однако «Хотелбук-Сервис» не пошёл по пути полной самостоятельности в создании услуг, а пошёл по пути сотрудничества со своими партнёрами, способными и стремящимися быть лучшими в своём сегменте рынка, поскольку создавать многопрофильность в условиях кризиса очень непросто.
Второй тенденцией является тенденция «а что мы продаём?». Раньше компания «Хотелбук-Сервис» в основном занималась продажей зарубежных отелей в сегменте B2B, которые составляли порядка 80-90% из общего объёма предложений, остальные 10-20% – предложения по российским отелям. У компании нет таких ресурсов, чтобы напрямую контрактировать большое количество гостиниц, поэтому компания работает через оптовиков. По российскими отелями «Хотелбук-Сервис» работал с компанией «Академсервис». Сегодня «Хотелбук-Сервис» сделал шаг в сторону прямых контрактов с российскими отельерами. Данный ход принёс очень хороший результат. Сейчас зарубежные предложения составляют около 40% из общего объема, остальные 60% – предложения по российским отелям.
Третьим трендом является конкуренция. За последние 2-3 года количество конкурентов заметно увеличилось. Сегодня компания рассматривает в качестве конкурентов крупных и средних туроператоров, своих партнёров, крупнейшие зарубежные компании вроде Booking.com и Expedia, принимающие компании и т.д. Сначала мы задаем себе вопрос «кто наши конкуренты?», а затем вопрос «каково наше место?». И в зависимости от того, о каком конкуренте мы говорим, мы начинаем определять себе место.
Четвертым трендом являются продажи. В продажах есть два ключевых блока: B2B и B2C. Традиционно компания была в сегменте B2B. В дальнейшем компания приняла решение пойти и по пути B2C. Данный тренд оказался, возможно, самым сложным, поскольку на этом пути есть свои игроки, хорошо разбирающиеся в вопросах работы с клиентом и взаиморасчетами. И компания «Хотелбук-Сервис» выбрала тут свой путь – партнёрские программы, т.н. B2B2C, решив, что компания является профессионалом №1 на рынке, которая может дать тому, кто работает в сегменте B2C, часть B2B. Сегодня компания работает над развитием ниши партнёрских программ и уверена, что она может стать полезным партнёром, поскольку уже добилась больших успехов в этом сегменте.
Пятым трендом являются закупки. Раньше при наличии небольшого количества крупных оптовых поставщиков ситуация была гораздо проще: был необходим один человек, умеющий работать с поставщиками, и договоренность по системе взаиморасчетов, ценам, бонусам и скидкам. Но то, что легко и просто, является таковым и для всех. Поэтому преимущество, которым компания обладала вчера, завтра может перестать быть преимуществом. По этой причине компания решила пойти в закупках на очень серьезную работу с отелями. Отелю необходимо продемонстрировать, что компания может ему предоставить. В данном тренде «Хотелбук-Сервис» старается контраковать российские отели напрямую, что является главной задачей в закупках. Сегодня компания контрактует напрямую и зарубежные отели, хотя примерно год назад не было и представления о том, как контрактовать огромное количество отелей. «Хотелбук-Сервис» начал очень плотно работать с отельными цепочками. Чтобы получить доступ в эту сферу, необходимо наличие очень сильных технологий. Заключение контракта является малой частью дела, поскольку требуется понять, как будет происходить обмен информацией. Появляются такие технологические решения как channel manager, возникает потребность в сервисной поддержке, закупках, что естественным образом влечет за собой затраты.
Последним трендом, но первым по значимости, является эффективность или прибыльность, или ответ на вопрос с точки зрения бизнеса «что есть главная цель?». Их немного. Первой целью может стать развитие бизнеса и его дальнейшая продажа, второй целью – вложения, выход на точку безубыточности, достижение прибыли, которая начинает покрывать все издержки. Компания «Хотелбук-Сервис» в своей стратегии отказалась от обоих путей, поскольку, во-первых, непонятно, кому продавать бизнес и нужно ли это кому-либо вообще, и, во-вторых, как выйти на точку безубыточности в современных непростых рыночных условиях.
Компании, которые сегодня выстроят систему мотивации, удержания и профессионального развития своих сотрудников, выиграют в кризис и станут самыми сильными, эффективными и успешными компаниями.
О будущем самостоятельного туризма, о том, исчезнут или нет самотуристы из ассортимента туристических компаний рассказал Игорь Новиков, коммерческий менеджер компании «Skyscanner» в России.
«Онлайн будет расти, но оффлайн никогда не умрёт в России»
Игорь Новиков: В течение последних 2 лет наблюдается переключение с международных путешествий на внутренние путешествия, что связано, в первую очередь, с удорожанием перевозок. В ходе последних 20 месяцев наблюдается колоссальное падение покупательского спроса в России. С 2014 года средняя стоимость заказа, если рассматривать пример с авиаперелётами, упала примерно с 18 тысяч рублей до 15 тысяч рублей.
Количество туристов, пользовавшихся услугами туристических агентств, туроператоров, покупавших пакетные туры, резко уменьшается. Связано это, в первую очередь, с массовым банкротством крупнейших российских туроператоров и закрытием массовых направлений, а также с банкротством крупнейшего чартерного перевозчика авиакомпании Трансаэро (около 70% их направлений были чартерными). Наблюдается в связи с этим увеличение онлайн-заказов. При этом данное направление очень динамично развивается и будет развиваться дальше, независимо от экономической ситуации в России. Однако существуют и препятствующие данному процессу факторы: мировоззрение российских туристов, привыкших ходить в определенное агентство, где есть вывеска, и куда они смогут обратиться в случае какого-либо форс-мажора или каких-то изменений. Желающих работать с человеком, который смог рассказать бы им определенные детали, боящихся совершить ошибки в онлайне, а также скептически относящихся к платежам в Интернете посредством банковской карточки. Онлайн будет расти, но оффлайн никогда не умрёт в России, потому что это такая ментальность рынка, такое мировоззрение.
Индивидуальные туристы будут приходить в турагентства, этот сегмент будет активно развиваться дальше, однако будет немалая доля тех, кто будет продолжать ходить покупать билеты в оффлайне. Онлайн-инструменты, позволяющие совершать все процедуры намного проще и быстрее, без сомнений, смогут помочь туристическим агентствам удержать у себя клиентов, но эти инструменты не всегда всем понятны.
Под занавес панельной дискуссии о тенденциях в мировом туризме присутствующим поведала Инна Бельтюкова, председатель совета директоров туристического оператора «ИННА ТУР», ставшая накануне победительницей проводимого компанией Ernst & Young конкурса «Деловые женщины 2016» в номинации «Индустрия туризма».
«Пытаться всё сделать самостоятельно уже не модно»
Инна Бельтюкова: Сегодня все без исключения являются свидетелями революции, происходящей в индустрии туризма не только России, но и во всем мире. Основным катализатором этих изменений, безусловно, являются технологии, дающие совершенно новые форматы взаимодействия поставщиков туристических услуг с их дилерами, с клиентами. Рождается новая модель поведения потребителей, новые каналы дистрибуции. В современных условиях, когда имеет место жёсткая конкуренция, классическая модель туроператорства уходит в устойчивую зону убыточности.
Сегодня ключом к успеху является договорная способность тех, кто собирает конструктор из поставщиков и агрегаторов. Чем успешнее будет эта партнёрская коллекция, чем лучше будут договорные условия с каждым из партнёров, тем конкурентоспособнее будет этот аккумулированный сервис. Где-то актуальнее окажутся прямые договора. Там, где удаётся договориться с востребованным сервисом о том или ином эксклюзиве, это нужно делать, и это станет той самой изюминкой сервиса. Пытаться всё сделать самостоятельно уже не модно.
В стандартный джентльменский набор конкурентных преимуществ, которые даёт система динамического пакетирования, входят: ассортимент, позволяющий предоставить огромное количество отелей из одних рук, география полётов и экономия, доступная в системах динамического пакетирования, где авиакомпании и отели предлагают самые лучшие цены в пакетах, не разрушая свои традиционные каналы сбыта и не демонстрируя конкурентам свои маркетинговые действия. Ещё одним элементом этого набора является надёжность, определяемая технологичностью онлайна.
- Travel IT WorkShop / TITW 2016
- TITW 2016: как это было
- Travel IT WorkShop 2016 состоялся
- На TITW 2016 наградили лауреатов премии Best Travel IT Solutions
- Программа мастер-классов выставки TITW 2016