Обанкротился разработчик «Электронной путёвки»
Крупная российская IT-компания «Астерос», занимающаяся с 2015 года по заказу Федерального агентства по туризму разработкой информационной системы «Электронная путевка», на прошлой неделе подала иск о банкротстве в Арбитражный суд г. Москвы. В компании подтвердили информацию о банкротстве, заявив, что причиной проблемы стала «специфика проектов, а также несвоевременное исполнение платежей со стороны некоторых заказчиков», вызвавшие ограничения для операционной деятельности компании и создавшие риски выполнения обязательств.
По мнению основателя «Энвижн Груп» Антона Сушкевича, причиной банкротства «Астероса» могли стать финансовые трудности, возникшие в связи с переориентацией деятельности компании, сообщает РБК. В последние несколько лет «Астерос» больше внимания уделял инженерным проектам и строительству, отойдя от IT-рынка. В частности, компания выступала подрядчиком по проектированию систем безопасности на олимпийских объектах в Сочи в 2014 году. На сегодняшний день «Астерос» был задействован в аналогичных работах, но уже в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Одним из последних проектов компании «Астерос» была информационная система «Электронная путевка» стоимостью 500 миллионов рублей, как уже было сказано ранее, разрабатываемая по заказу Ростуризма с 2015 года. Система должна была быть запущена в эксплуатацию с 1 января 2018 года, однако необходимые для того подзаконные акты так и не были приняты. В октябре прошлого года в интервью RATA-news руководитель комитета по инновациям и внедрению информационных технологий в туризме Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» Игорь Козлов сообщил, что турагентства и туроператоры смогут начать сотрудничество «в электронном виде» друг с другом только с октября 2018 года, по получению всеми участниками квалификационной электронной подписи.
В пресс-службе «Астерос» уточнили, что работы по всем этапам проекта «Электронная путевка» в рамках заключенных контрактов были полностью выполнены, а система сдана заказчику в декабре 2017 года. На текущий момент формально собственником и оператором информационной системы является Ростуризм, который впоследствии должен провести тендер на ее сервисное обслуживание. В Ростуризме сообщили, что банкротство «Астероса» никак не скажется на сроках ввода системы в работу. Часть требуемых документов, по информации представителей ведомства, уже утверждена приказами Министерства культуры, а сама система работает и полностью готова к запуску. По словам же Игоря Козлова, «Электронной путевке» потребуются доработки, поскольку с момента начала работы над системой прошло уже немало времени.
По мнению некоторых экспертов, готовность информационной системы «Электронная путевка» является видимостью, а проект сдали недоделанным, что уже якобы обсуждалось на совещаниях в Министерстве культуры РФ. По оценкам руководителя компании «Аэронавигатор» Александра Белея, при самом оптимистичном прогнозе система сможет заработать в тестовом режиме через полгода, а скорее всего – через год и более. Я не думаю, что возможно будет приступить даже к опытной эксплуатации электронной путевки в текущем году, если не найдут вменяемых денег на реанимацию проекта. Но если даже и будет конкурс и найдется разработчик, то ему придется долго и мучительно разбираться с тем, что было сделано на третьем этапе, и на чем всё застопорилось, – приводит слова Белея портал PRO Туризм.
По задумке авторов проекта, информационная система «Электронная путевка», в которую туроператоры и турагенты будут вносить данные о бронировании и оплате клиентами туров, должна сделать туристический рынок более прозрачным и стать новым инструментом контроля над выполнением туристическими операторами своих обязательств.
В начале этого года некоторые участники туристического рынка высказали опасения, связанные с принципиально новым механизмом контроля над продажами туров. Главной проблемой системы они считают принцип финансовой гарантии, который может серьёзно ограничить продажу туров по ранним бронированиям внутри России. В случае блокировки бронирования из-за недостатка финансовых гарантий, это нанесет российскому туризму больше вреда, чем принесет пользу «Электронная путевка».
- «Электронная путевка» нанесет ущерб внутреннему туризму в России
- Представлены результаты опытной эксплуатации «Электронной путевки»
- Система «Электронная путевка» запущена в тестовом режиме