Тренды в туризме: технологии как драйвер развития внутреннего рынка путешествий в России
В динамичном мире технологий мы ожидаем, что в следующие 3-5 лет инноваций будет больше, чем за последнее десятилетие. В том числе, это прогнозируемо и для туристической сферы. Юрий Болдарев, CEO конструктора экскурсионных и туристических маршрутов «КиберГид» при содействии ментора Фонда Сколково в сфере цифровизации туризма и члена Правления «Российского Союза Туриндустрии» Леонида Мармера определили актуальные IT-тренды в сфере туризма.
Опираясь на данные онлайн-ресурса StartUs Insights, проанализировавшего более 3500 глобальных стартапов в сфере TravelTech, эксперты выделили 10 наиболее доминантных инновационных трендов, повлиявших на индустрию туризма и гостеприимства в 2022 году:
- искусственный интеллект AI (Artificial Intelligence)
- интернет вещей IoT (Internet of Things)
- цифровизация пользовательского опыта (User Experience)
- иммерсивные технологии VR/AR (Virtual/Augment Reality)
- интернет маркетинг (Programmatic)
- бесконтактные технологии (Contactless Technology)
- роботизация (Robotics)
- сервисы устойчивого развития (ESG Sustainability)
- интеграция бесшовных путешествий (Integration)
- персонализация туристических услуг (Personalization).
Среди наиболее популярных цифровых продуктов и услуг выделяются следующие:
- системы онлайн бронирования отелей, апартаментов и других форм размещения (например, глэмпинги)
- системы бронирования VIP-залов в аэропортах
- бесконтактные мобильные сервисы для гостей отелей
- онлайн платформы для бронирования экскурсионных услуг
- мобильные навигационные системы, аудиогиды и конструкторы маршрутов.
И если в мире вектор на цифровые инновации в туристической отрасли прослеживается уже несколько лет, то в России стремительный рост технологий TravelTech еще впереди. Связано это с долгим отсутствием популяризации данного направления в качестве отдельной сферы индустрии путешествий. Как следствие, исторически в России не уделялось достаточное внимание созданию локальных систем и платформ.
Стоит отметить, что активно развивающиеся в России экосистемы, привязанные к государственным корпорациям, банковским структурам и крупным частным корпорациям, уже делают серьезные шаги в этом направлении и активно инвестируют в создание новых продуктов и платформ.
Проанализировав зарубежные IT-проекты в сфере туризма, можно выделить следующие решения, внедряемые ключевыми игроками туристического рынка:
- Геймификация. Применение игровой динамики приводит к тому, что проект становится более конкурентоспособным и привлекательным.
- Максимальное перекрытие бытовых вопросов. Пользователи используют приложения в своей повседневной жизни настолько часто, что теперь это вторая натура – всё от банковских операций до воспитания детей.
- Метавселенная. На ее основе предлагается большее погружение в процессы от экскурсий до обучения. Компании в этой области уже находят способы лучше взаимодействовать с клиентами, что способствует более эффективным процессам.
- Иммерсивность. Пользователи ищут всё более и более глубоких впечатлений.
- Путеводители по путешествиям и мероприятиям на основе приложений с персонализированными туристическими рекомендациями. Индустрия путешествий и гостеприимства использует технологии приложений, чтобы приспособиться к новым потребительским привычкам и продолжать предлагать услуги с гидом.
- Интерактивное посещение. Благодаря расширению доступа к виртуальным взаимодействиям компании объединяют отдых на свежем воздухе с виртуальным пространством для создания приключений с использованием технологий.
- Цифровая детоксикация. Создатели сервисов идут к полному отключению сторонних приложений на время пользования собственным. Это позволяет пользователям погружаться в процесс и не отвлекаться на внезапные сигналы.
- Медитация. Пользователи обращаются к оздоровительным практикам, на которые часто оказывают влияние восточные традиции, и ценят сервисы, способные вписать эти практики в свои проекты.
- Позитивный контент. Платформы, основанные на контенте, отдают приоритет положительному взаимодействию с пользователями. Теперь все больше людей обращаются к альтернативам, чтобы смягчить влияние циклов негативных новостей на свое благополучие.
Необходимо подчеркнуть, что понимание общих тенденций развития IT-проектов в индустрии туризма и следование им позволит разработчикам IT-решений для турбизнеса предлагать пользователям современный и качественный сервис, что будет способствовать выходу внутреннего туризма в России на новый высокий уровень.
- Технологии, которые изменят индустрию путешествий
- Леонид Мармер назначен генеральным директором офиса Amadeus в России
- Всероссийский конкурс лучших IT-решений для туризма и путешествий
- Основные технологические тренды в сфере трэвел в 2017 году